Тема: Систематизация и обобщение изученного по лексике, фонетике, грамматике и правописанию.
Цель: повторить и закрепить ранее изученное по разделам русского языка; продолжить совершенствовать навыки фонетического и словообразовательного разбора, развивать умение правильно расставлять знаки препинания.
Ход урока: I. Организационный момент.
II. Игра «Путешествие по станциям знаний».
Станция «Фонетическая».
Карточка №1.
Расставьте ударения.
Агент, досыта, инструмент, красивее, обеспечение, партер, процент, планер, средства, столяр, хвоя, цемент, центнер,щавель.
Карточка№2.
Слово, в котором звуков больше, чем букв.
Тишь, голова, язык, вовремя, отпустить.
Карточка№3.
Какие звуки обозначены выделенными буквами?
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой...
Станция «Словообразовательная».
Пришить, ответственность, безжалостный.
Станция «Лексическая».
Игра-лото «Синонимы».
4. Станция «Морфологическая».
*Заполнить таблицу «Части речи»
5. Станция «Орфографическая».
Карточка №1.
*Вставить пропущенные орфограммы.
В ясные дни со..нце светит, но не гре..т, как летом. Рож.. ...жата. Уже испечен хлеб из нового урожая.
Карточка №2.
*Вставить пропущенные орфограммы.
Наступили осе..ие деньки. Птиц.. г..товятся к ма..овому ...тлету на юг. Не жу...ат жуки.
Карточка №3.
*Вставьте пропущенные орфограммы.
Я пр..стаю к бабушке с про..ьбой пойти по грибы. И вот мы с ней идем по лесу. Под н...гам шурш..т тра..ка, в котрой ж..лтеют шляпки м..слят. Местами приходи..ся пригибаться, чтоб пролезть под накл..нивш...ся сосенкой.
6. Станция «Синтаксическая».
Карточка №1.
*Определить тип связи слов в словосочетаниях.
Призывал милость, чувства добрые, восславил свободу, недавно видел.
Карточка №2.
*Синтаксический разбор предложения.
Облака медленно тонули, тускнея в его омутах.
Карточка №2.
Исправьте предложение. Объясните, чем вызвана двусмысленность предложения.
Метелица перед самым носом мальчишки осадил коня. Тот от испуга едва перевел дух.
Станция «Пунктуационная».
Карточка№1.
*Объяснить, правильно ли расставлены знаки препинания.
И дождь, и туман, и тучи: все это перемешалось между собой.
Карточка №2.
*Определить границы прямой речи и слов автора. Правильно расставить знаки препинания.
М.Горький писал борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры.
Карточка №3.
*Объяснить, почему в предложении употреблено тире.
Поэзия Пушкина- неиссякаемый источник.
III. Подведение итогов урока.
IV.Домашнее задание. Повторить синтаксис простого предложения.