Из Записной книжки родителей. Советы психолога
ВОСПИТЫВАЮ ДОЧКУ,
ВОСПИТЫВАЮ СЫНА…
В чем
разница воспитания мальчика и девочки?
Девочки и
мальчики – «два разных мира», которые отличаются друг от друга по образу
мышления, восприятия, привычкам, поступкам, характеру и т.д. Задача взрослого
состоит в том, чтобы показать детям, что девочки отличаются от мальчиков и это
здорово! Девочки и мальчики хороши, но каждые по-своему. Необходимо
демонстрировать это детям на примерах образов девочек и мальчиков в русских
народных сказках, произведений художественной литературы, изобразительного
искусства, кинофильмов, в повседневной жизни, из личного опыта.
Дошкольный
возраст является наиболее благоприятным периодом не только для формирования
основ личности человека, но и для гендерной социализации ребенка.
Именно
в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов, ценностных
ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного
пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их
личностных качествах. Дошкольный возраст - важный период в развитии личности
ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы поведения и
формируются его первые представления о себе, о своем «Я» (Я-концепция).
По
многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль
играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение
неписаного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Сами дети не
приемлют в своём обществе поведенческих нарушений. Причём женственных мальчиков
отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и, наоборот, маскулинных
девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Решающую роль в
формировании образа идеальной модели поведения играет не идентификация или желание
уподобиться некоему образу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка
привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён.
Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными
от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих,
экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.
Воспитание
девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей подразумевает проявление и
реализацию гендерного равенства.
Решение
данной задачи осложняется тем, что биологически мальчики отстают в своем
развитии на 1,5 - 2 года от девочек. Начиная с 8-10 лет, разница начинает
выравниваться, а с 10 до 12 лет опережать в развитии начинают мальчики.
Нельзя
одинаково воспитывать мальчиков и девочек, не нужно предлагать девочкам быть
похожими на мальчиков, соревноваться друг с другом. Дифференциация мужских
и женских социальных ролей всегда должна предполагать их взаимодополняемость.
Если
сравнивать девочек и мальчиков (мужчин и женщин) по разным проявлениям психики
и поведению, то, как правило:
Отечественными
и зарубежными учеными установлено, что девочки превосходят мальчиков в
вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в
визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек,
математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Психолог Березняковской СШ Шаяхметова Б.С